Наши авторы

Флерина Е.А. Какой строительный материал нужно давать дошкольнику

Е. А. Флерина

ИГРА И ИГРУШКА

Пособие для воспитателя детского сада

Под редакцией Д. В. Менджерицкой
Москва „ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1973

Какой строительный материал нужно давать дошкольнику

Природный и бросовый материал при всем его богатстве и педагогическом значении трудно систематизировать и учитывать, особенно если выдвигаются задачи дать ребенку те или иные навыки. Поэтому необходим систематически подобранный искусственный строительный материал, который давал бы возможность ребенку оперировать точными формами, находить соответствия и контрасты формы, величины, тяжести и т. д. и получать навыки более планомерно, систематично. Педагогу такой материал даст большую определенность в контроле над процессом детской постройки и ее результатами.
В подборе строительного материала задачей является не создание узко дидактических наборов и их искусственное применение, а систематизация свойств строительного материала, который, будучи предоставлен детям в свободное пользование (свободные постройки), давал бы им определенные строительные навыки. Сам ребенок процессом; своей деятельности, исследованием и упражнением указывает нам на необходимость этих упражнений, повторных: реакций, повторных процессов для закрепления каждого нового навыка. Наша задача — помочь ребенку в подборе? материала.
Строительный материал таит в себе богатые возможности. Подбор материала по определенным группам его» свойств может способствовать приобретению ребенком разнообразных ориентировочных навыков. Вовлекая ребенка в большой двигательный процесс, строительный материал может значительно способствовать культуре движений ребенка, его ориентировке в пространстве, форме, цвете, величине и тяжести предмета, математическом делении формы; строительный материал может упражнять ребенка: в чувстве равновесия и устойчивости.
Рассмотрим особенности строительного материала; с точки зрения педагогических задач, его использования; для детей младшего и старшего возрастов,
1. Культура движений есть одна из важнейших задач, направленная на приобретение нужных и полезных трудовых навыков.
У ребенка младшего дошкольного возраста слабо развита крупная мускулатура. Чтобы дать им соответствующее развитие, масштаб строительного материала должен быть достаточно велик. Основной размер куба 14 — 16 см-(все побочные формы в согласовании с основной), бруски 64 см длиной — самые большие.
Крупный материал более соответствует развитию детей; дошкольного возраста, менее утомителен, так как вовлекает в двигательный процесс весь организм ребенка. Крупным строительным материалом ребенок действует на полу, на земле, все время разнообразно двигаясь, наклоняясь, поднимаясь, приседая, вставая, перенося его, охватывая двумя руками и т. д. В играх с этим материалом ребенок является активным действующим лицом. Если же мы дадим мелкий строительный материал (аналогичный Фребелевскому), то ребенок им должен заниматься сидя на одном месте у стола, всю двигательную энергию сосредоточивая на деятельности рук и глаз (так же как и при лепке и рисовании). Понятно, что за такой работой просидеть более 20—30 минут ребенок не сможет, в то время как с крупным строительным материалом он может быть занят большую часть дня и не так устает. Причина заключается в планомерном распределении энергии, вовлечении большого количества органов в деятельный процесс — богатстве и разнообразии реакций, возможности переключения (перевода активности с одних на другие группы органов).
Чтобы двигательный процесс вырабатывал у ребенка соответствующий навык, необходимо закреплять движения, повторять их. Для этого важно дать большое количество однородных форм — кубы, кирпичи, бруски, от 20 до 60 штук каждой формы; процесс их комбинирования. дает повторность движений.
Однако эта повторность не должна переходить в пассивную механическую повторяемость. Для этого воспитатель может дать новый предмет, новый материал, сменить вид занятия и т. д.
Чтобы дать богатство и разнообразие двигательным процессам, формы строительного материала должны быть достаточно разнообразны: наряду с устойчивой формой — куб, кирпич — должна использоваться форма менее устойчивая — цилиндр, который можно положить на боковую сторону и покатить; два полушария (диаметром в 8 см). Являясь строительной формой, они дают ряд новых двигательных и исследовательских процессов: эксперимент по составлению целого из двух половинок, исследование устойчивого и неустойчивого положения формы.
Вместе с крупными объемными формами (куб, шар) следует давать малые формы. Благодаря им дети смогут огораживать большие пространства (в несколько метров длины), создавать стены и перекрытия (дома). Все это создает богатые возможности для сюжетных игр.
Для удовлетворения двигательной потребности старших детей строительный материал должен обладать несколько иными свойствами. С одной стороны, он должен продолжать начатую работу по развитию крупных мускулов, с другой — дать большую дифференцировку органам. В старшем возрасте двигательные процессы более дифференцированы, идет развитие мелкой мускулатуры.
Поэтому следует дать материал более мелкий по размеру и более сложный по форме, требующий работы мелких мускулов и зрительного охвата формы.
Усложнение формы строится на принципах математического членения и вписывания простейших, форм (круглые и квадратные) в те же формы большего размера. Получается богатство форм, дающее возможность строить разнообразные архитектурные сооружения с деталями и украшением (мелкие формы: столбики, полуколеса, треугольники и т. д.).
2. Второй большой задачей строительного процесса является помощь ребенку в пространственной ориентировке.
Ориентировка в пространстве для маленького ребенка есть задача чрезвычайной важности и немалой сложности. Ребенок не созерцает пространство, а ощупывает его, измеряет руками, шагами и т. п., так как зрительный контроль еще мало помогает ему. Каким же образом строительный материал оказывает помощь ребенку в данной ориентировке? Крупный строительный материал, установка его в пространстве требует крупного двигательного процесса. Устанавливая определенную форму в пространстве, ребенок ее обходит, к ней ставит другую, аналогичную. Этим ребенок как бы закрепляет пройденный путь, измеряя его формой и шагами.
Строя из данного материала, отгораживая и замыкая разнообразные пространства по горизонтали, по вертикали, пересекая их, ребенок закрепляет ориентировку в пространстве. Чем богаче и разнообразнее двигательный процесс при постройке, тем и закрепление пространственной ориентировки основательнее. Поэтому материал должен стимулировать движения, т. е. по форме он должен быть достаточно разнообразным. Кроме того, материал должен давать повторность движения для закрепления пространственно-ориентировочных навыков, поэтому необходимо большое количество повторных форм.
3. Задача ориентировки в форме осуществляется на тех же свойствах материала:
а) разнообразие форм (интенсивный объем, малый
объем и плоские формы, затем устойчивые и неустойчивые формы, круглые, квадратные, прямоугольные, цилиндры, дуги и т. п.);
б) парность и повторность форм.
Но задача ориентировки в разнообразных формах может осуществляться и при помощи богатства и разнообразия строительных форм в том случае, если они будут подобраны и даны в строгой постепенности и последовательности. В противном случае хаос и нагромождение не послужат закреплению ориентировки. Сложный раздражитель вызывает угнетенное торможение и дезорганизацию, так как сложный навык организуется из простого.
У детей младшего возраста внимание неустойчиво. При большом количестве разнообразных форм ребенок не сможет в нужной мере исследовать и охватить каждую форму. В подборе материала следует учитывать два принципа: от простого постепенно — к сложному, от контрастных форм — к более близким формам.
Эти принципы постепенной дифференциации следует выдерживать в отношении подбора всего строительного материала, в усвоении всех ориентировочных свойств: ориентировка в форме, величине, весе и т. д.
4.Для упражнения ребенка в ощущении величины и масштабного отношения предметов необходимо большое внимание обратить на принцип масштабных соответствий в строительном материале, на согласованность масштаба во всех формах, что даст возможность ребенку экспериментировать, отыскивать аналогичные размеры в разнообразных аналогичных формах (облегчая тем задачу разнообразного ритмического построения).
Основным принципом масштабного уменьшения формы может быть простейшее строго математическое деление: для младшего возраста — соотношение одного к двум (уменьшение вдвое) как простейшее деление. Для более старшего возраста можно дать более сложное соотношение — уменьшение втрое. Причем сначала ребенок оперирует с контрастными размерами одних и тех же форм, затем с более близкими. Пользуясь всеми указанными формами, экспериментируя, ребенок получает навык в распознавании соответствия и контраста величин.
5. Для тренировки ребенка в ощущении веса следует связывать вес с объемом, с величиной предмета. Поэтому и задачу в данной тренировке следует объединить с упражнением ребенка в распознавании величины предмета: один и тот же подбор материала, а именно сначала контрастные размеры одной и той же формы. При более сложном варианте по распознаванию тяжестей и величины следует подобрать (для свободного пользования) одни и те же формы, но в трех, четырех постепенно уменьшающихся размерах и весе.
6. Для упражнения ребенка в цвете ни в коем случае не следует вводить раскраску в основной строительный материал. Это мешает изолированному упражнению ребенка в ощущении формы, вызывает раздражающую реакцию, вносит пестроту и случайность в детские постройки. Даже дети 7 лет, строя из цветного материала, не подбирают ритмического сочетания по цвету. При нагромождении цветовых раздражителей цвет как бы игнорируется.
Однако опыт показал, что, пользуясь неокрашенным материалом, дети с большой радостью встречают добавочный материал яркой окраски. В тех случаях, когда к основному строительному материалу присоединить красочный — игрушки,— то дети - будут целесообразно использовать красочность. Небольшое количество окрашенных форм оживит, обогатит постройку. Поэтому и в материале для старшего возраста мелкие формы, идущие па украшение, рекомендуется окрасить с расчетом на повторность в окраске аналогичных форм.
7. Таблица 1 дает ряд форм математического деления, форм, разрезанных на равные части: куб пополам, куб по вертикали и горизонтали на восемь кубиков, полкуба по диагонали и па два треугольника и по двум диагоналям на четыре треугольника. Кроме того, брусок в 64 см может складываться из двух брусков по 32 см длиной и 8 см шириной или четырех брусков (кирпичный) в 16 см длиной и 8 см. шириной. Эти строго математические деления форм дают ребенку представление о точном делении предмета (формы) на 2, 4, 8. Экспериментируя, составляя (в процессе стройки) форму из двух половинок, четырех четвертей и т. д., ребенок усваивает весьма полезный навык (точного деления).
8. Для развития всего строительного творчества детей необходимо, чтобы они чувствовали устойчивость и равновесие постройки. Почти пет стройки, в которой ребенок не оперировал бы этими навыками, а особенно в стройках по вертикали. Двое детей 3 лет устанавливают ряд кубов по вертикали. Один говорит: «Упадет». Другой: «Не упадет». Спорят, но продолжают строить. Постройка колеблется, падает. Тогда один из детей берет и ставит основание из двух кубов и делает ту лес постройку в два ряда. Она не падает. Оба очень рады. Такие картины приходится наблюдать педагогу на каждом шагу. Ощущение фундамента ребенок приобретает довольно рано. Усложняя строительные формы для старших возрастов, мы тем самым даем материал для большей дифференциации чувства равновесия и устойчивости.
В строительный материал целесообразно вводить длинные дощечки, так как они дают устойчивое соединение форм и основу для дальнейших надстроек и часто употребляются детьми в эксперименте по равновесию. Например, под середину дощечки ставится куб, а на края устанавливаются разные формы, одни перевешивают другие, дощечка балансирует, и, наконец, ребенок находит формы, уравновешивающие друг друга, и дощечка приобретает устойчивое положение. «Весы»,— заявляет ребенок. Таким образом, строительный материал, дидактически продуманный, способствует развитию внимания, умения сосредоточенно работать, выбирать нужные части. Принцип парности и повторения форм учит ребенка сравнивать, сопоставлять.
Свойства строительного материала: парность, повторность, математическое деление -развивают в детях самоконтроль в процессе работы. Развитию самоконтроля способствует продуманное размещение строительного материала (шкафы с соответствующими гнездами).
И, наконец, действуя со строительным материалом, ребенок преодолевает трудности, учится быть терпеливым, доводить начатое дело до конца. Так, пустой шкаф с гнездами как бы заставляет ребенка заполнить пустые пространства, убрать материал на место даже в том случае, когда его отвлекает новый раздражитель (голоса детей, играющих на дворе, треск подъехавшего автомобиля и т. п.). В использовании строительного материала заключены огромные возможности не только тренировочного порядка — развитие различных ориентировок. Строительный материал своей разнообразной схематической (геометрической) формой развивает детское воображение, дает возможность ребенку широко закреплять и свободно комбинировать свой опыт, претворять его в изобразительном творчестве. Схематичность форм (строительный материал) при достаточном их богатстве и разнообразии вполне удовлетворяет изобразительным потребностям не только самых младших детей, у которых процесс играет доминирующую роль, но и старших дошкольников, так как схематичность формы присуща всему периоду детского творчества.
Однако, наблюдая использование строительного материала в детской сюжетной игре, мы замечаем, что как бы пи были разнообразны формы строительного материала, ребенок вносит добавочный материал: бросовый, игрушки. Это обогащает сюжетное творчество в детской стройке. Стоит появиться, например, красному флажку, как дети требуют их еще и еще, делают много домов, прикрепляют к ним флажки (втыкая между кирпичиками). Вдохновение нарастает — они изображают праздник, участвуют в нем сами или привлекают игрушки, устанавливают их рядами и поют. Игра богато развертывается. Такое же оживление, обогащение игры мы наблюдаем, когда на поезде, сделанном из кубов, кирпичей или стульчиков, появляется пассажир — заяц или мишка (игрушки). Игра развертывается, интерес нарастает, коллективная эмоция усиливается. Не следует препятствовать ребенку в его комбинированных стройках — нужно предоставить ему игровой материал и игрушки.
Но не следует геометрические формы строительного материала превращать в полуигрушки, делать специальные формы, близкие к тем или иным предметам,-— готовые башни, арки, рельсы и т. п. Такие формы лишают ребенка подлинной строительной изобразительности и смешивают две несоединенных задачи: строгую строительную геометрическую форму, т. е. элемент, из которого надо сложить образ, с целым образом — предметом, который обрабатывать строительно почти не приходится. Такого рода полуфабрикаты имеют мало педагогического смысла, так как лишают ребенка возможности учитывать собственный труд. Затрата энергии и результаты находятся в полном несоответствии. Малая затрата энергии и большие результаты педагогически опасны.


Статьи авторов методик