Статьи

Формирование лексико-грамматических конструкций в процессе игровой деятельности с деревянным конструктором

Игровая деятельность — мощный инструмент в руках воспитателей и логопедов для развития речи у детей. Рассмотрим процесс формирования лексико-грамматических конструкций у дошкольников с помощью деревянного ростового конструктора "Рыжий Тим", состоящего из 418 деталей.

Благодаря множеству разнообразных деталей, этот конструктор открывает новые горизонты для творчества. Он включает в себя различные типы деталей: пустотелые объемные, цельнодеревянные, плоские и болтовые соединения. Такое разнообразие элементов позволяет детям не только конструировать различные модели, но и развивать речевые навыки через сюжетно-ролевую игру.

Формирование лексико-грамматических конструкций

Обогащение словарного запаса

При использовании конструктора дети знакомятся с новыми словами, обозначающими различные детали и элементы конструкций. Это запускает процесс расширения активного и пассивного словаря.

Пример из практики: На занятии, посвященном строительству дома, детям необходимо было использовать слова и фразы, такие как "фундамент", "стены", "крыша", "окна", "двери". Проведенные беседы и обсуждения помогли детям внести эти слова в их активный словарь.

Развитие грамматических навыков

1. Использование предлогов и связок

Игровая деятельность с конструктором помогает детям использовать предлоги и связки в речи, что способствует формированию грамматически правильных предложений.

Пример из практики: Во время построения "городского парка" дети обсуждали расположение различных объектов: "деревья около дороги", "скамейки перед фонтаном", "игровая площадка за домом". Такие упражнения помогали им понимать и употреблять предлоги правильно.

2. Согласование частей речи

Работа с конструктором требует от детей описывать и объяснять свои действия, что помогает им согласовать части речи в предложениях.

Пример из практики: При строительстве "зоопарка" дети описывали свои постройки: "высокий забор", "красная крыша", "удобная скамейка". Это упражнение помогало им усваивать правила согласования прилагательных и существительных.

3. Сюжетно-ролевая игра

Строительный набор предоставляет множество возможностей для сюжетно-ролевых игр, которые способствуют развитию монологической и диалогической речи.

Пример из практики:

Дети разыгрывали сценку "поездка в зоопарк". Один ребенок был экскурсоводом и рассказывал о различных животных и их вольерах, другой — посетителем, задавал вопросы. Это помогло им практиковаться в построении диалогов и обогащении словарного запаса.

Деревянные конструкторы — это не просто игрушка, а многофункциональный инструмент для развития речи у детей. Они способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматических навыков и улучшению коммуникативных способностей через сюжетно-ролевую игру.

Рекомендую всем воспитателям и логопедам обратить внимание на этот уникальный инструмент и применять его в своей практике для достижения высоких образовательных и воспитательных целей.