Наши авторы

Флерина Е.А. Методические указания по подбору строительного материала

Е. А. Флерина

ИГРА И ИГРУШКА

Пособие для воспитателя детского сада

Под редакцией Д. В. Менджерицкой
Москва „ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1973 г.

Методические указания по подбору строительного материала

Для младших, а также и для старших ребят, если они не имели аналогичного материала, следует дать сначала лишь несколько контрастных крупных форм, повторенных в довольно большом количестве: большие кубы, цилиндры, бруски и фанерные квадратные листы. Этот материал дает упражнения по ориентировке в простейшей форме и пространстве. Затем можно дать упражнения в распознавании величины и тяжести (дать те же формы малого размера). Конусы, дуги как форму более сложную дать несколько позднее. Не сразу следует также давать треугольники. Причем каждая новая форма требует усвоения, а затем подкладывается та серия знакомых форм, которая в сочетании с новой будет способствовать выработке нужного навыка. Например, формы, представляющие общую форму рассеченного шара, разделенного на два, четыре и т. д., следует давать без других новых форм строительного материала. Так следует поступать с каждой новой формой.
Для детей старшего дошкольного возраста можно сразу давать две-три новые формы из основного материала и гораздо быстрее" подкладывать новые, так как эти дети быстрее усваивают.
Большое количество разнообразных знакомых детям форм все же не следует оставлять в группе сразу все вместе. Они отвлекают ребенка от новых очередных задач, рассеивают его внимание, кроме того, загромождают комнату. Воспитатель должен на время убирать то одни, то другие формы, чередуя их в желательных для него сочетаниях.
Добавочный материал следует давать старшим детям в два приема: сначала более крупные формы, сложенные в цельную форму (все разрозненные части). Затем дать мелкие формы, употребляемые обычно на украшения и детали.
Основной метод пользования строительным материалом — это свободная творческая работа ребенка. В свободных стройках ребенок исследует, экспериментирует.
Организация детей вокруг строительного материала определяется общими и частными педагогическими задачами. Общая педагогическая работа и подбор материала должны помочь ребенку войти в коллективную жизнь и коллективный труд. Для этого ребенок должен пройти большой подготовительный путь развития, приобрести ряд навыков.
К коллективному труду ребенок приобщается с малых лет, причем осознанность, организованность в труде, ответственность приобретаются медленно и постепенно.
Навык приобретается опытом, и мы должны этот опыт организовать, распределить работу по силам детей, использовать данные каждого ребенка и т. п. Хорошо предложить старшим ребятам оказать помощь младшим. Не следует бояться того, что младшие, участвуя в работе старших, играют более пассивную роль: подают материал, сидят в качестве зрителей на представлении старших и т. п. (естественное распределение ролей). Это может быть опасным лишь в том случае, если бы младшие не имели достаточного времени для развития собственной активности.
Наблюдая коллективную работу разновозрастного состава детей, педагог должен руководить нагрузкой детей, не допускать физических переутомлений. Не всегда следует вмешиваться и ликвидировать конфликты детей. Надо дать детям самим разобраться и прийти на помощь лишь тогда, когда это необходимо.
Крупный строительный материал играет важную роль в организации детской коллективной жизни и коллективного труда. Важно углубить этот процесс, естественно связав его с различными другими видами детской активности. Постройка, особенно в старшем возрасте, но только иллюстрирует детский интерес, но и при бережном отношении к постройкам, т, е, если постройка некоторое время не разрушается, вокруг нее развертываются интересные игры, возможна связь игры с песней, движением под музыку, рассказыванием и т. п.
Не следует из этого делать шаблон и всегда стремиться к этой связи, не всегда это нужно. Здесь важен принцип коллективного использования продукта коллективной деятельности. Тем более здесь не должно быть искусственности и педагогической фальши.
Таким образом, детская постройка становится не изолированным процессом, а частью детского коллективного быта.
Статьи авторов методик