Наши авторы

Флерина Е.А. Место и роль строительного процесса в жизни ребенка

Е. А. Флерина

ИГРА И ИГРУШКА

Пособие для воспитателя детского сада

Под редакцией Д. В. Менджерицкой
Москва „ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1973

Место и роль строительного процесса в жизни ребенка

Чрезвычайно важной особенностью дошкольного возраста является его моторность. Даже без особо углубленного внимания к поведению ребенка каждый может заметить, что дошкольник не созерцатель, а активно действующий человек (у него преобладает мускульно-осязательная реакция). В дошкольном возрасте преобладают крупные двигательные процессы (макромоторные процессы) над мелкими (микромоторными), что обусловливается возрастной постепенностью развития детского костно-мыщечного аппарата.
Двигательный процесс как основной путь освоения окружающей среды на первых ступенях жизни ребенка не является сознательным и целевым, а чисто импульсивным (в младенческом возрасте — до года и отчасти в следующем), Наряду с импульсивными в этом же возрасте движения становятся целеустремленными (хватание, бросание, стучание, поглаживание и т. п.). Здесь ясно начинают выступать исследовательские трудовые тенденции (мять, рвать, жать, бросать и т. п.), стремление использовать все свойства предмета, воздействуя двигательно на материал (творчески-трудовой принцип исследования), причем каждое движение повторяется много раз и не хаотически, а ритмически.
Благодаря повторности двигательных реакций у ребенка развиваются органы чувств, координация движений, он овладевает трудовым процессом, приобретает трудовой навык. Не надо только путать эту полезную повторность реакций с инерцией, с. циркулярной реакцией, когда ребенок повторяет действие уже без пользы, когда он делает это совершенно автоматически, без сосредоточения и усилия. Такая повторность, конечно, не нужна.
Роль ритма в данном процессе колоссальна. Ритм как большая экономия жизненной энергии вообще руководит и детским движением. Маленький ребенок, взяв кусок глины, раскатывает его, ритмично двигая руками, либо равномерно ударяет кулаком или ладонью, разбивая кусок в лепешку, либо много раз и ритмично бьет куском глины об стол. В работе с карандашом и краской — то же: в зависимости от направленности ритмического движения ребенок делает ритмические следы (прямые, спирали, точки и т. д.).
Ритм органического процесса жизни (ритм дыхания, пульсации крови и т. д.) переносится в область трудового процесса ребенка (и взрослого). В то время как в жизни взрослого благодаря большой дифференцировке ритмы труда и всей организации жизни сложнее, у ребенка младшего возраста ритм жизни и труда чрезвычайно четок и прост по форме. Давая ребенку положительную реакцию в связи с облегчением усилия, ритм дает возможность без больших затруднений получить огромное количество навыков (через упражнения, через ритмическую повторность движений); и в этом его большая социально-педагогическая ценность.
Следует указать на ряд стадий в развитии строительного процесса детей. Сначала ребенок не ставит себе определенной сюжетной цели, не стремится дать образ, делать тот или иной предмет, он занят но преимуществу процессам исследования форм и их комбинаций. Эта деятельность направлена на развитие аппарата, исследование и овладевание окружающей материальной средой. Конечно, этот процесс роста и изменения форм детской активности ни в коем случае не следует представлять как самодовлеющий процесс. Окружающая среда, влияние воспитателя направляют, организуют, даже ускоряют развитие детского строительства, причем надо всегда помнить, чтобы вносимыми раздражителями не дезорганизовать детский рост. Так, преждевременное наталкивание ребенка на сюжет вносит нагромождение и путаницу в процесс изучения и понижает качество детского труда.
Следующим моментом является сюжетное творчество, сначала чисто ассоциативного порядка (сделал, а потом назвал), а затем сознательное построение формы в связи с определенным образом, определенной целевой установкой на предмет, на образ. И здесь уже форма начинает строиться сознательно в связи с представлением о предмете, и ребенок получает возможность широко использовать эти данные, закрепляя, углубляя и свободно комбинируя в труде свой опыт.
При этом нужно отметить следующее:
1. Мышечно-моторный процесс вовлекает в активную деятельность весь аппарат ребенка, дает возможность упражнять все органы.
2. Мышечно-моторный процесс дает координацию, двигательный навык. А мы знаем, что культура движений есть основа в развитии трудового процесса (собственные органы, собственное тело есть основное орудие производства).
3. Действенно-мышечный охват материальной среды утверждает в ребенке активиста-исследователя, который постоянно стремится к личному наблюдению и исследованию, к личной проверке фактов, к установлению связи явлений путем опыта и т. д. Данный исследовательски-трудовой путь есть лучший метод, подводящий ребенка к материалистическому мироощущению и мышлению.
4. Двигательная активность, организаторский навык в области материальной среды воспитывают общую активность и организаторские способности ребенка. Богатые изобразительные возможности строительного материала объединяют детей в больших коллективных стройках-играх.
Таким образом, мышечно-двигательпый момент и связанный с ним строительный принцип являются не только необходимостью роста дошкольника, но и принципом, осуществляющим наши современные задачи воспитания. Поэтому строительный материал следует признать одним из основных пособий для дошкольников.
Статьи авторов методик