Наши авторы

Флерина Е.А. Место и роль строительного материала в детском учреждении

Е. А. Флерина

ИГРА И ИГРУШКА

Пособие для воспитателя детского сада

Под редакцией Д. В. Менджерицкой
Москва „ПРОСВЕЩЕНИЕ" 1973

Место и роль строительного материала в детском учреждении

Что такое детское строительство

Строительство есть организация или оформление пространства (путем каких бы то ни было материалов и форм), отгораживание пространства, замыкание его, перекрытие и т. д. Самыми существенными и специфическими здесь являются два момента: движение в пространстве (того, кто строит) и создание из частей целого (путем прикладывания или приделывания одной части, одной формы к другой).
Исходя из этих основных признаков, в строительную деятельность ребенка следует включать довольно большой объем трудовых процессов.
Строительной работой принято называть детскую архитектуру, т. е. работу ребенка со строительным материалом. Это не совсем правильно, так как большей частью его трудовая деятельность есть не что иное, как строительство (организация пространства).
Детское строительство охватывает самые разнообразные материалы и содержание детского труда. Ребенок — строитель, когда он (индивидуально или в коллективе) работает над устройством, оборудованием помещения детского сада (или дома), планирует расположение предметов, расставляет мебель, материалы, игрушки; когда он устраивает огород, работает и обрабатывает гряды или же перетаскивает и укладывает дрова и т. п. Данные строительные процессы, будучи богаты и разнообразны, вовлекают ребенка в процесс оформления собственного материального быта.
Ребенок строит из разнообразного природного материала: камней, глины, песка, прутьев, снега, дерева, а также из крупного бросового строительного материала (остатки от стройки и ремонта): кусков кирпича, труб, ящиков, кусков железа, досок и т. п. На таком материале ребенок приобретает большой трудовой технический навык. Исследуя, изучая свойства материала (разнообразие форм, величин, количеств, окрасок, звуков, температур, запахов и пр.), он разносторонне упражняет свой сенсорный аппарат. Но особая ценность строительного материала заключается в изобразительных свойствах. Богатство содержания детских строек служит стимулом для объединения ребят в коллективном труде — играх. Здесь дети невольно берутся за такие задачи, которые в одиночку не выполнимы (постройка станции с железной дорогой, корпусов фабрики и т. д.). Крупные размеры материала также способствуют приобретению навыков коллективного труда.
Наконец, необходимо указать на искусственный материал, который имеет определенные четкие геометрические формы (кубы, кирпичик, бруски и т. п.) ив зависимости от системы подбора форм, размеров, окрасок может способствовать как общей культуре детского строительства, так и тренировке тех или иных навыков у ребенка.
При анализе процессов детского труда следует отметить, что строительный принцип проникает решительно во все виды изобразительной деятельности детей. Так, в лепке дошкольник в большей мере строитель, чем скульптор. Когда ребенок лепит, он не создает форму из общего куска материала, а разлагает его на составные части, делает по частям и затем соединяет их. В изображении человека голову, туловище, руки, ноги он лепит отдельно, затем соединяет их в целую форму — схему. Дошкольник исходит из частей даже в рисунке, он оперирует не целым пятном, не объемом и перспективой, а плоскостной, схематической формой, ритмически построенной. Чем меньше ребенок, тем резче эта черта проявляется.
Естественно возникает вопрос, чем можно объяснить этот строительный характер детского труда. Очевидно, этот принцип имеет глубокие корни, идущие от особенностей возраста. Их необходимо вскрыть, чтобы определить место и роль строительного процесса в жизни дошкольника и наметить пути (т. е. материал и метод работы).
В первую очередь важно уяснить, какое место в поведении ребенка занимает двигательный принцип, чем он обусловливается и какова его педагогическая ценность для развития ребенка и осуществления задач современной педагогики.
Статьи авторов методик